В Псковской драме выйдет комедия про Блока и Белого

В Псковской драме выйдет комедия про Блока и Белого

9 октября в Псковском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина Айрат Абушахманов представит премьеру спектакля «Пленные духи» по пьесе братьев Пресняковых. 

В основу сюжета пьесы Олега и Владимира Пресняковых легла история взаимоотношений Александра Блока, Андрея Белого и Любови Менделеевой, дочери знаменитого учёного.  

Эскиз спектакля был представлен в 2019 году на лаборатории Псковской драмы «Театр про писателей», о которой журнал ТЕАТР. писал ранее.

Режиссёр Айрат Абушахманов рассказал о будущей постановке: «Это спектакль в комическом, почти анекдотическом жанре про героев Серебряного века — Александра Блока, Андрея Белого, — но реальные факты их биографии даются не в трагическом ключе, а очень смешно. Внешняя канва, конечно, похожа на то, что было на самом деле: любовный треугольник Блок — дочь Менделеева — Белый. 

Это, как иногда говорят, умная комедия, не комедия положений. Здесь нет переодеваний мужчины в женщину. Это именно интеллектуальный юмор, и многое в спектакле построено на игре слов. Тут много подводных течений, поиск символов, знаков слова. 

Для меня интересен этот материал тем, что в нём идёт речь о творческих людях. По сюжету Блок с самого начала пребывает в некомфортном для себя состоянии, мучается рождением стихов, не спит ночами, заболевает. У него много разных фобий. Ему кажется, что вся Москва будет над ним смеяться, потому что он не может придумать ничего нового. В финале он говорит, что хочет быть простым работником на железной дороге, чтобы ходить на свежем воздухе, стучать молоточком по колёсам, уставать и засыпать. Я тоже иногда пребывают в подобных состояниях. 

Серебряный век — это предчувствие катастрофы, развала страны, эстетика декаданса. Спектакль будет игрой в Серебряный век через призму братьев Пресняковых, которые подошли к этой теме с юмором. Я читал их интервью, где они говорят, что о таких величинах надо писать в жанре клоунады. Если о них писать серьёзно, они получатся забронзовевшими недосягаемыми памятниками. 

В спектакле есть элементы балагана: Белый появляется в костюме Арлекина. Есть что-то и от цирка, но это точно не бытово-реалистический спектакль. В нём есть абсурдная игра слов. Герои могут спорить об абсурдных вещах и путаться в собственных высказываниях.

Я бы хотел, чтобы зритель, приходящий на спектакль, знал, кто такой Андрей Белый и Александр Блок, потому что если ты знаешь их биографию, то у тебя внутри всегда есть отсылка к реальности. В промежутке между историческими событиями и происходящим на сцене и возникает юмор. У меня есть надежда, что такой зритель поймёт спектакль глубже, но даже те, кто ничего не знает об этих людях, смогут что-то вынести для себя».

Автором сценографии и костюмов стал Альберт Нестеров, с которым Абушахманов работал над объездившим полстраны спектаклем «Зулейха открывает глаза». Художник по свету — Ильшат Саяхов. В спектакле задействованы Максим Плеханов (Александр Блок), Валентина Банакова (мать Блока), Александр Овчаренко (Андрей Белый), Владимир Свекольников / Виктор Яковлев (Дмитрий Менделеев), Екатерина Миронова (дочь Менделеева). 

Айрат Абушахманов окончил актёрское отделение театрального факультета Уфимского института искусств в 1995 (курс Р. Исрафилова) и режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская П. Хомского). С 2005 по 2012 и с 2019 — главный режиссер Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури. Среди его постановок — «Долгое-долгое детство» по М. Кариму, «Утраченные грёзы» А. Атнабаева, «Красная звезда» М. Гафури, «Кодаса» Б. Бикбая, «Пролетая над гнездом кукушки» по К. Кизи, «Цена счастья» Х. Мударисовой, «Шаурэкэй» М. Бурангулова и другие. В 2016 его спектакль «Черноликие» получил премию «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам», а в 2019 постановка «Зулейха открывает глаза» — Специальную Премию Жюри драматического театра и театра кукол. 

Источник: oteatre.info