Черепанов ставит «Ричарда III» в стиле киберпанк

Черепанов ставит «Ричарда III» в стиле киберпанк

15-17 октября на сцене Тюменского большого драматического театра пройдёт премьера Глеба Черепанова «Ричард III».

Глеб Черепанов впервые ставит Шекспира. Ранее режиссёр использовал лишь фрагменты его произведений, например, в спектакле «Карьера Артуро Уи» по Бертольду Брехту в театре «Красный факел». В Тюменском драматическим театре, с которым Черепанов также работает впервые, он решил поставить трагедию о приходе к власти и последующем кратком правлении английского короля Ричарда III. О художественном своеобразии пьесы и ведущих темах режиссёр рассказал журналу ТЕАТР.:

«Я бы сказал, что это некая драматургическая матрица, которую создал Шекспир и которая продолжает жить. В каком-то смысле это миф, потому что пьеса „Ричард III“ к реальному историческому персонажу имеет весьма опосредованное отношение, это абсолютно литература, выдуманная история. Примерно такая же, как „Моцарт и Сальери“ у Пушкина.

„Ричард III“ — пьеса о власти, её достижении, о том, как человек любыми способами делает себе карьеру, чтобы доказать себе и окружающим, что он лучший. Но при этом для меня важно показать человеческую историю, помимо политической составляющей, которая очевидна, поскольку это пьеса о диктаторе макиавеллиевского типа, для которого цель оправдывает средства. Это, прежде всего, трагедия о тотальной нелюбви. Мне кажется, когда человек маниакально начинает делать карьеру, добиваться успеха, стремится стать первым, в основе этого лежит его недолюбленность в детстве. Такая банальная истина, но от этого не перестающая быть верной. Человек родом из детства, и если он недополучил тепла, то потом всю жизнь пытается это компенсировать, в том числе за счёт других. Поэтому мы делаем акцент на теме семьи и недолюбленности. Это напрямую произрастает из Шекспира. В своём последнем монологе Ричард III говорит очень простую в переводе фразу: „Меня никто не любит, Когда умру, никто не пожалеет“».

Заглавную роль в спектакле исполнит Николай Аузин, в выборе которого у Глеба Черепанова не было сомнений. Ричард III не будет безобразным и отталкивающим. Хотя у него будет горб, по признанию режиссёра, его легко можно снять. Глеб Черепанов отмечает: «В нашем спектакле Ричард III предстанет вполне себе нормальным, даже красивым мужчиной, который, если ему необходимо, притворяется уродцем, инвалидом, фриком и юродивым, потому что иногда так выгоднее, удобнее достичь своей цели. Когда тебя не опасаются, не чувствуют реальной опасности, то ты можешь тихо, но целенаправленно двигаться к своей цели и достигать её».

Художественное решение спектакля разрабатывают Фемистокл Атмадзас, Ольга Атмадзас и Иван Виноградов. Концепция предполагает, что действие происходит во времена постапокалипсиса. Это своеобразная антиутопия о «новом Средневековье», поэтому спектакль будет решён в стилистике постпанка и киберпанка. Режиссёром по пластике выступил Николай Реутов, музыкальное оформление Глеба Черепанова.

Глеб Черепанов — режиссёр театра и кино, актёр. Окончил режиссёрский факультет Театрального института им. Б.В. Щукина (мастерская Валерия Фокина, 2010). Работал режиссёром-постановщиком в Театре-студии под руководством Олега Табакова, в Центральном академическом театре Российской Армии. Ставил спектакли в ЦИМе, театре «Школа современной пьесы», Театральном центре на Страстном, Театре. DOC, МХТ им. А.П. Чехова, Театре «Et Cetera», Театре на Таганке, Мариинском театре, Театре им. В.В. Маяковского, Театре им. Фёдора Волкова (Ярославль), Могилёвском областном драматическом театре и других. Среди его работ — «Смерть Тарелкина» Александра Сухово-Кобылина, «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович, «Вий» Натальи Ворожбит, «Каренин» Василия Сигарева, «Птицы» Аристофана, «ANIMAL PLANET» по роману Джорджа Оруэлла, «Опера нищих» по мотивам оперы Джона Гея и Иоганна Кристофа Пепуша, «Контрабас» Патрика Зюскинда, «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого и другие. Сценарист и режиссёр полнометражного художественного фильма «23.59» (2016). Проводил мастер-классы по режиссуре и актёрскому мастерству в театре Atelier (Штутгарт, Германия), преподаёт в Школе актёрского мастерства «REFORMA lab», ведёт курс «Мастерство режиссёра» в творческой лаборатории «GOGOL SCHOOL».

Источник: oteatre.info